?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Периодизация стилей в мебели (продолжение)
дпи
existart wrote in existart_studio
Неоготика.

Влияние средневекового зодчества было настолько сильным, что готический стиль несколько раз возвращался в сферу мебели. В первый раз - в Англии в середине 18 века,  когда краснодеревщики, прежде всего Томас Чиппендейл , стали применять в разработках собственного дизайна архитектурные элементы готики, вроде стрельчатых арок, нервюр, ажурных переплетов и квадрифолиев. В дальнейшем к  этому стилю возвращались и в 19 веке, он оказал значительное влияние на Движение искусства и ремесел.
Неоготическое направление в русской культуре, обозначившееся уже в конце XVIII века, не прерывалось на протяжении всего XIX столетия. Особенно отчетливо проявились две волны увлечения готикой, относящиеся к 1770-м и 1820-м годам.
К самым ранним предметам мебельного убранства в России, выполненным в неоготическом стиле, можно отнести ширмы-перегородки, изготовленные для Царского Села и Петергофа в 1770—1780-х годах. Одна из таких деревянных ширм, состоящая из двадцати двух звеньев, крашеная белилами и декорированная позолоченной резьбой, была изготовлена мастером Ф. Брюлло и в марте 1781 года установлена в опочивальне фаворита императрицы А. Д. Ланского в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца.
К числу ранних образцов русской неоготической мебели относятся предметы гостиных гарнитуров, изготовленные из массива красного дерева (в усадьбах — из простого крашеного дерева, иногда с росписью), сквозные спинки которых решены в виде перекрещивающихся стрельчатых арок. Этот тип мебели, появившийся в России в последние годы XVIII века, восходит к английской традиции: в нем без труда угадываются формы и декоративный прием, предложенные Г. Хепплуайтом в мебельных проектах, опубликованных в альбоме «The Cabinet Maker and Upholsterer’s Guide», трижды переизданном в 1788—1794 годах.
Однако о русской неоготической мебели, получившей повсеместное распространение, можно говорить лишь в связи со второй волной «готики», открывшей «парад» неостилей в русском искусстве эпохи историзма и обусловленной расцветом романтизма в России в 1820—1830-х годах.
неоготика
Т. Чиппендейл. Проекты кресла и стульев для холла (hall-chairs). Из альбома «The Gentleman Cabinet-Maker’s Director» (London, 1762)
неоготика
Т. Чиппендейл. Проект книжного шкафа. Из альбома « The Gentleman Cabinet-Maker’s Director»
(London, 1762)

Шинуази
Начиная с 17 века , экзотические предметы, активно ввозимые из Китая и Японии, представлявшие из себя изделия из фарфора, лаковую  живопись и другие образцы  декоративного искусства, вызвал у европейцев увлечение , давшее толчок к появлению характерного стиля.
Французское слово chinois, "китайский", дало ему название "шинуази". Сложение и развитие этого стиля является самостоятельной интерпретацией европейскими художниками мотивов и приемов дальневосточных мастеров. В различных своих вариациях стиль просуществовал около двухсот лет, причем типы китайского и японского орнамента комбинировались, а порой присутствовали в одном произведении. Шинуази отличает, помимо роскоши используемых материалов, наличие таких экзотичных мотивов, как пагоды, драконы, цветки лотоса, стилизованные пейзажи , китайцы; а подражание  лаковым изделиям называлось japonaise.
шинуази
Георгианский стиль
Термином  "георгианский" определяется мебель, сделанная в Англии с 1715-1811 год, в период правления трех Георгов - Георга I,II,III.  Вначале  этого периода мебель делали из древесины грецкого ореха и следовали таким типичным формам рококо ( основного направления того времени), как плавно изгибающиеся кривые, C- и S-образные завитки и завершения ножек в форме "лапы и шара". В конце этого периода для мебели предпочитали использовать красное дерево и явно тяготели к прямоугольным формам в сочетании с классическим орнаментом.
Дело в том, что в Англии действовали в то время традиции, призывающие джентльмена из благородной семьи предпринять «великое путешествие», чтобы ознакомиться с мировыми культурными ценностями. Обязательной остановкой была Италия. Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк, прозванный в дальнейшем «графом-архитектором», совершил такое путешествие и попал под влияние работ итальянца Андреа Палладио. По проектам «графа-архитектора» были сооружены первые со времён Джонса палладианские здания на севере Европы — его собственная вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке. Он же курировал строительство загородного Холхем – холла. После возвращения в Англию Бёрлингтон вместе с Кентом и другими архитекторами спроектировал свой лондонский особняк — Берлингтон-хаус на Пиккадилли (ныне здание Королевской Академии Художеств). Это эффектное здание выгодно выделялось предельно строгими формами, грубой рустовкой нижнего этажа, монументальным бельэтажем, венецианскими окнами, полукруглыми колоннадами (позднее снесёнными). В целом творчество Бёрлингтона послужило одной из отправных точек формирования архитектуры классицизма. (. C. Barnard, J. Clark. Lord Burlington: architecture, art and life. L., 1995. — P. 297.)

В итоге, георгианский стиль родился в симбиозе рококо и палладианской классики, позаимствовав все хорошее у обоих стилей. Прямые линии, симметрия и строгость Палладио сдерживали буйство линий рококо, а французская изысканность и свобода линий сделали более «воздушным» сдержанный классический стиль. На формирование стиля повлияли также китайские заимствования готики.
георгианский стиль

Неоклассицизм
Неоклассицизм, ставший популярным во второй половине 18 века, был реакцией на стиль рококо и питался вновь пробудившимся интересом к Древней Греции и Риму. Краснодеревщики вдохновлялись не только четкими формами классической архитектуры с ее приматом прямых линий , но и декоративными мотивами античности, вроде греческого ключа и витрувианских завитков.  Для накладного орнамента, часто позолоченного, выбирали мотивы лавровых ветвей, урн, медальонов.
Существует две теории о происхождении неоклассической мебели. Некоторые считают, что неоклассический дизайн был впервые введен английским архитектором Робертом Адамом примерно в 1760 году. Другие же полагают, что впервые такая мебель появилась в Париже в коллекции La Live de Jully примерно в то же время. Неоклассицизм был первым сознательным усилием возродить стиль, а не попытками использовать элементы старых стилей для разработки современных проектов.
Первый этап классицизма во Франции называется стилем Людовика XVI, царствование которого началось в 1774 году. В отличие от рококо со сложными и изысканными структурами, неоклассическая мебель обладала простыми и геометрическими формами, несколько прямоугольными, круглыми или овальными, с сужающимися ножками, которые были квадратными или круглыми в сечении. Красивые и оформленные ткани, венки из выбранных цветов, украшения с медалями и подвесками, элементы коринфского орнамента широко использовались французами для создания собственного неоклассического стиля мебели.
Неоклассицизм в Англии развивался, поощрялся и распространялся двумя британскими мебельщиками: Джорджом Хеплевайтом и Томасом Шератоном. В своей посмертно опубликованной книге «Руководство мебельщика и обивщика» 1788 года Хеплевайт пропагандирует использование некоторых французских приемов для создания английской неоклассической мебели. Томас Шератон в своей «Книге мебельщика и обивщика», изданной частями в 1791 и 1802 годах,  пропагандирует еще более оригинальный классический стиль. Таким образом, стили Хеплевайта и Шератона стали их индивидуальным вкладом в развитие неоклассической мебели.
неоклассический стиль



Густавианский стиль
Более сдержанным вариантом французского неоклассицизма стал густавианский стиль, утвердившийся в Швеции в правление Густава III (1746-1792). Для этого направления характерны светлые тона и роскошная шелковая обивка (дамаст). Облик мебели определяли мотивы классической архитектуры: фризы, каннелюры, гирлянды (фестоны) из лавра, но мебель чаще всего красили , а не золотили. Типичными были обтянутые шелком стулья в клисмос - стиле и стулья с овальной спинкой и прямыми, каннелированными ножками.
густавианское кресло




Федеративный стиль.
Получивший свое название благодаря созданию Конституции Американской Федерации 1787 года, этот стиль был американским вариантом неоклассицизма, и его основу составляли преимущественно английские элементы. Мебель делали в основном из красного дерева, не злоупотребляя орнаментом, и она создавала впечатление энергии и легкости. Типичными мотивами стали американский орел , резные завитки, цветки колокольчика, гирлянды и раковины.
федеративный стиль


Ампир.
Поздняя фаза неоклассицизма, ампир доминировал в европейском мебельном дизайне в первой половине 19 века. Стиль сложился в наполеоновской Франции на основе элементов не только древнегреческого и римского, но и древнеегипетского происхождения. Прямые силуэты сочетались с крупными пропорциями, объемы часто украшались латунными или позолоченными накладками, вновь вошли в моду роскошные ткани. Дизайнеры использовали архитектурные мотивы, такие как стереобаты и колонны для корпусной мебели, а также формы сабли или косых ножек для предметов сидения - лежания. В число популярных мотивов входили ветви лавра и медальоны, а также сфинксы и личные эмблемы Наполеона: корона и пчела. Стиль оказал влияние на английский стиль Регентства и американский ампир, а также бидермейер.
комод ампир





Бидермейер
Самым строгим вариантом стиля ампир в первой половине 19 века был немецкий бидермейер, получивший также распространение в Австрии и Швеции. Он стал принципиальным предложением "высокого" французского стиля для нужд среднего класса: мебель бидермейера отличается простотой, классической сдержанностью, удобством и практичностью. Преобладающее большинство этих вещей имеют прямоугольные очертания, их отделка включает классические мотивы. Хотя многие предметы сделаны из красного дерева, нередко применялись местные породы со светлой древесиной, например грецкий орех, вишня, береза, груша, клен, часто со вставками из черного , эбенового дерева. Мебель бидермейера несет явственный отпечаток труда ремесленника, что подчеркивает ее домашний облик и создает ощущение уюта.
бидермейер
Эклектика (историзм)
Вторая половина 19 века была временем оживления исторических стилей. В Англии викторианский интерьер включал воспроизведение предметов времен готики, Ренессанса, рококо; их производство шагало в ногу с индустриализацией. Особый акцент делался на комфорте, выражением которого служили круглящиеся очертания и мягкая обивка.
викторианское кресло
Движение за эстетизм
Возникшее в Англии и Соединенных Штатах в конце 19 века, это кратковременное движение сделало своим лозунгом "искусство ради искусства". Дизайнеры вдохновлялись японским декоративным искусством, а также готикой, образцами мавританского искусства и эпохи Иакова I
движение за эстетизм
Движение искусств и ремесел
Энергичное отрицание низкосортной мебели - неизбежного  следствия массовой продукции в результате индустриальной революции - отличало Движение искусств и ремесел , развивавшееся в Англии и Соединенных штатах во второй половине 19 века и в течение нескольких десятилетий XX . Его приверженцы боролись за качественный дизайн , сохранение добрых ремесленных традиций в рукотворных вещах , сделанных из добротных , прекрасных в своей привычности материалах, видя во всем этом необходимую составляющую идеальной жизни как таковой .  Дизайнеры работали с  родными материалами, преимущественно с дубом, и создавали простые , геометрических очертаний вещи, в основе которых лежали традиционные или характерно местные формы, как , например, скамья-ларь
движение искусств и ремесел
Модерн (ар нуво)
Этот декоративный стиль процветал в Европе, особенно во Франции и Бельгии, на рубеже 19-20 столетий. В противовес  историческим стилям середины 19 века дизайнеры старались создавать "новое искусство". Стиль характеризуется волнообразными, ассиметричными линиями, напоминающими об игре природных сил; в разных странах выделяются собственные вариации общей тенденции. На развитие этого стиля значительное влияние оказало и японское искусство.
ар-нуво


Ар деко
Термин был пущен в оборот в 1960-е годы для обозначения стилевой тенденции, заявившей о себе в конце Первой мировой войны, прежде всего во Франции. Она складывалась как синтез различных влияний, а именно: неоклассицизм, предметы из открытой гробницы Тутанхамона, кубизм. Мебель ар деко отличается крупными члененями, геометричностью, пышным декором. Типичные мотивы включают стилизованный солнечный диск с лучами, шевроны и абстрактные геометрические узоры. Стиль ар деко развивался также в Центральной Европе, на Дальнем Востоке и в Соединенных Штатах, где снискал необыкновенный успех.
 арт деко стол


Модернизм.
Сразу после окончания Первой мировой войны первопроходцем на пути полного отвержения всех исторических стилей стала школа "Баухауз" в Германии. Раньше всего модернизм заявил о себе в архитектуре, по мере распространения этого движения дизайнеры мебели с новой энергией вторглись глубоко в сферу самого производственного процесса. Формы стали принципиально геометричными, лишенными всякого орнамента, ибо наиважнейшим считалось соответствие требованию функциональности. 
стул василий черный




Модернизм середины XX века.
Движение новой волны модернизма, связываемое прежде всего с дизайнерами, которые после Второй мировой войны работали в Соединенных Штатах и Скандинавии, представило мебель как естественное продолжение архитектурного модернизма, однако дизайнеры утвердили гораздо более свободное и более скульптурное понимание объектов обстановки. Они продолжали использовать новейшие технологические достижения. Характерным было экспериментирование с новыми, зачастую органическими по своему характеру формами и смелым применением открытого цвета.
Кресло Имса
Поп - дизайн
Этим термином обозначаются формы, бытовавшие в поп-культуре конца 1950-х и в 1960-е годы. Мебель можно было сделать с минимумом затрат; ей придавали форму как бы резиновых вещей, часто включая мотивы космической эры и рассчитанных в основном на молодежную аудиторию. Характерными являются яркие пластмассовые вещи, а также аморфные очертания.
поп культура

Постмодернизм.
Это стилевое направление достигло пика развития в 1980-е годы. Идеалы модернизма были отвергнуты, взамен поощрялось создание мебели подчеркнуто эклектичной. Постмодернизм поначалу получил претворение в архитектуре, краснодеревщики же интерпретировали его по-разному. Кое-кто заимствовал мотивы из разных исторических стилей, внедряя их все сразу в одно и то же произведение, выполненное к тому же в комбинации дорогих и дешевых материалов. Кто-то создавал вещи "хай-тек", или минималистские, где дизайн , лишенный всяких прикрас, сочетался с рудиментарными материалами, вроде чистого акрила и лозы.
 постмодернизм СТОЛ


Вернуться на сайт