Previous Entry Share Next Entry
Периодизация стилей в мебели
дпи
existart wrote in existart_studio
Если мы говорим о каком-то определенном периоде времени, например, классике, то  это не означает , что все предметы , созданные в одно и тоже время в разных странах делались только в одной стилистике, все-таки каждому  мастеру  присущ свой опыт и индивидуальные предпочтения.
Но всегда присутствовало ключевое стилистическое направление с характерными отличительными особенностями формы предметов, приемами  отделки, использованием определенных  материалов.
Ренессанс ("Возрождение")
Эта эпоха охватывает 14-16 вв. В основе характерных художественных форм лежал возродившийся интерес к искусству Древней Греции и Рима. Этот интерес  охватывает в начале Италию, а затем распространяется и по всей Европе. Мастера - краснодеревщики следуют за  архитекторами в использовании классических элементов : колонны, карнизы, постаменты, принципы симметрии и тектоники, мотивы, вроде ваз , путти и кариатид.
РЕНЕССАНС
Барокко
Стиль барокко пластичен, скульптурен и театрален. Для барокко характерны такие характеристики, как: грандиозность, масштабность, динамика, патетическая вдохновленность, напряженность, эффектность, зрелищность. А так же совмещение иллюзорного и реального эффектов, контраст масштаба и ритма, материалов и фактур, света и тени. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о драматичной сложности и вечной изменчивости окружающего мира, появился интерес к реально окружающей человека природной стихии. Барокко сменило гуманистическую культуру Возрождения и специфический субъективизм маньеризма. Произошел отказ от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, в пользу эстетических принципах барокко: коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко - это многоплановая, сложно устроенная личность, вовлечённая в круговорот конфликтов среды.
Предметы мебели с резьбой несут в себе ощущение размаха и монументальности, присущих зодчеству этого периода. Материалы и техники : pietra dura, маркетри и обивка бархатом, -усиливают впечатление роскоши. Римское барокко около 1600 года - чистейшая образец формы  стиля.
БАРОККО
 Рококо
К началу 18 века мебельщики  обнаружили стремление к созданию более легких  вещей и более женственных по своему облику (по сравнению с формами барокко).
Появившись во Франции, стиль рококо главенствовал в Европе всю первую половину 18 века. Характерные особенности:  плавно изгибающиеся и как бы набухающие формы, ассиметричный орнамент и ножки-кабриоли. Часто встречающиеся мотивы:  имитация листвы, C- и S-образные завитки и рокайли, которые часто оформлены в виде изысканных позолоченных накладок.
Орнаменты развиваются в нескольких направлениях: растительные и цветочные мотивы (безусловной фавориткой является роза), завитки морских раковин и Chinoiserie, восточная тема, прочитанная по-французски (пагоды, драконы, китайские и японские пейзажи и фигуры людей в национальных костюмах). Все эти элементы наполняют  мебель, текстиль и фарфор. Вместе с ассимилированной "китайщиной" в моду входят завезенные из Азии шелк и технология лакирования мебели.
комод_рококо

Людовик  XV
Французская интерпретация стиля рококо,стиль развивался исключительно во второй четверти XVIII века (1730 -1760) и названа по имени монаха Людовика  XV,  который правил в это время (1723—1774).Тогда возобладало стремление к более непосредственному,  интимному и удобному образу жизни и интерьер трактовался как одно гармоничное целое.  Стилистику  можно охарактеризовать высочайшей степенью мастерства при изготовлении предметов и комбинированием искусства изготовления мебели, живописи и скульптуры. Благодаря совершенствованию техники сборки и прочным породам дерева появилась возможность отказаться от поперечных рёбер, облегчить каркасы и осмелиться применить изогнутые ножки (известные как «ножка Людовика XV»). Так же эту стилевую разновидность отличают продуманные цветовые схемы - либо насыщенные и звонкие , либо бледные в сочетании с золотом, и новые формы , например, duchesse (шезлонг), bergère (кресло) и изысканные bonheurs-du-jour (туалетные столики), что свидетельствует о возросшем  влиянии женщины в обществе . Накладки из позолоченной бронзы и поверхности в духе японских лаковых изделий также относятся к числу популярных приемов декоративного убранства этой мебели.
 Обод сидения становится более изогнутым и при этом, впервые, приподнятым.   Появляются спинки в форме скрипки и спинки-кабриоль (выгнутые в плоскости), предназначенные для стульев размещаемых посредине комнат, а стулья, размещаемые вдоль стен, всегда имели спинку королевы (прямую в плоскости), независимо от того, были они выполнены в форме скрипки или нет.
кресло_людовик 15
Королева Анна
В Англии в 1700-1715гг появилась  сдержанная разновидность рококо , на которую повлияли тенденции , преобладавшие в Нидерландах.  Королева Анна искусством не интересовалась, любила же охоту, карты и бренди, как утверждают биографы. Появлению нового стиля Англия обязана не ей, хотя и назван в ее честь, а Вильгельму Оранскому, который, женившись на сестре Анны, Мэри, привез из Голландии свою мебель, которая, в свою очередь, оказала влияние на стиль английской мебели
Английская мебель, созданная в этот период, была более строгой , чем где-либо еще в Европе, и благородство пропорций оценивалось выше , чем декорация. Резьба применялась умеренно, и крайне редко использовались немногочисленные дополнительные украшения. Мастера предпочитали делать мебель из древесины грецкого ореха . Символом эпохи становится элегантный ореховый стул со спинкой в форме вазы и с узнаваемой дощечкой в центре (сплэт, заимствован из форм китайской мебели династии Мин).
  Характерные признаки: ножка-кабриоль, часто заканчивающаяся львиной лапой, на стульях - средник спинки в виде вазона.
С 1725 года стиль стал широко распространяться в Соединенных Штатах. Интерпретацию английского стиля в американском вкусе всегда можно отличить по характерным шишечкам, венчающим секретер. Венчают такой секретер чаще всего  типичный рисунок  фриза в виде двойной волны.
При правлении королевы Анны появились  так же и знаменитое "дедушкино кресло" с высокой спинкой, обитой гобеленом с растительным орнаментом, и стол  "бабочка" с  опускающимися створками, и туалет с зеркалом. Мода на Китай породила фантастические лаковые кабинеты с карнизами в виде пагод, украшенные золотой росписью из цветов, бабочек, птиц и пейзажей с фигурками.
королева_аннакоролева Аннакоролева анна_амер вариант

Вернуться на сайт

?

Log in

No account? Create an account